iraan (iraan) wrote,
iraan
iraan

Category:

Человеческое

..туриста как волка кормят ноги.
Особенно балканского туриста.
Для того, чтбы увидеть что-то этнографическое он должен покинуть надежную реку автомагистрали и углубиться в лабиринт сельских мелких ручейков.
Тогда можно увидеть многое: красивое, не очень, очень некрасивое, необычное и обыденное, похожее и изумляющее...; фотографировать людей, облака и мелких сусликов, терять панамку, озирая горы и срывать сладкую ежевику с удобно сервированного природой, именно для вас, куста.

Такому вот туристу я всегда рекомендую посещать сельские кладбища.
Поверьте, там есть на что посмотреть.

Сельские надгорбные памятники: лица, сабли и ладошки...



.. люди, даже знающие, все равно не представляют себе всей лоскутности балканского пространства.
У многих голова идет кругом уже от перечисления всех этих сербовхорватовалбанцевгоранцев.
А если начинать рассказывать о том, что есть сербы шумадинские, косовские, ресавские,что есть чарапаны, что есть пирочанцы, и чем они отличаются, то глаза у человека честного становятся круглыми и осоловевшими минут через пять.
Этого человека нужно оставить в покое и на следующий день проверить: если утро начнет песней «Проснись и пой..» – человек выздоровел, а если залезет в Гугл, скачает слова и затянет неверным голосом, спотыкающемся на ударениях «Тамо далеко-о-о..», то все - спекся.
Можно брать его за белые руки и вести знакомить с сельскими кладбищами: обилие форм и видов надгробных памятников его уже не испугает.

.. сельские кладбища- это не скучный архив, а возможность ошутить историю эмпирически, т.е на ощупь.
И увидеть, что кресты и универсальные «жил-умер» плиты – традиция совсем новая.
А раньше – памятник стремился к человекообразности.
Нет, не к человечности, до гуманизма наши предки не докатились, а к человекообразности, антропоидности.

В Сербии есть слово - стечак – это такие стоящие памятники(есть мнение, что от прилагательного стойечки, т.е упрощенно стечки и образовано).
Стечак – это такой столб памятный.
И по сей день стоят они и старым сельским кладбищам.


Но когда-то эти столбы представляли собой изображение человека (часто с протянутой вперед ладошкой).
Или можно было просто изобразить ладонь на надгробном памятнике (гуляя по белградскому Калемегдану обратите внимание- там есть такие).


Именно таким антропоморфным был и первый памятник на месте Косовского боя(сам мемориал поставлен в 1953 году, а новый мраморный столб - 1989).
Первый как раз называли «крстоликим». И начналась запись на нем так-« .. и увидишь каменное существо, меня крестоликого и святого, как стою я ровно посереди поля».

Ныне слово стечак применяется ко всем видам стоящих памятников(и саркофагов) и активно присваивается боснийцами, которые утверждают, что это их национальное достояние.
На самом деле - это общебалканская традиция и подобные памятники есть не только на территории западной Боснии и Герцеговины,но практически на всей остальной территории БАлкан, часто в западной и центральной Сербии, на Косово и Метохии.

Различия есть, конечно, но роднит эти памятники обязанность изображения человека.
Вот из Петровой церкви – период девятого века


DSC_2306

DSC_2305

Вот из монастыря Градац








Чаще всего с обратной стороны памятника находился знак солнца.


DSC_2310

Или даже такой


Позже изображение ладошки( как знака человека? орудия? оружия?) заменило изображение ..именно оружия.
Сабли или меча




Традиция таких памятников имеет еще и продолжение в обычае, называемом - крайпуташи.
Многие видя подобные в Сербии, считают, что это пямятники всем, кто умер в дороге или возле дороги( ну, наподобие памятникам тех, кто погиб в дтп).
Нет, это обычай совершенно иного плана.
По балканским правилам было так: если человек умер на чужбине, в войне и тело его похоронено где-то далеко(а может и не похоронено вообще, что плохо для умершего), то нужно поставить памятник ему у дороги, чтобы каждый проходящий молился о его душе.

Вот поэтому так часто крайпуташи изображают военных, солдат.




Вот они на австрийской фотографии 1915 года


Хотя, могут быть и вполне штатские, как вот, например, учитель:


Сейчас модно считать все подобные памятники с изображением человечека наследием богумильским. Не стану утвержать, что все подобные памятники – богумильские.Просто на территории этой так тесно переплелись между собой веры и народы, так соединились в сложный сплав символы самые различные, что найти ту ниточку из которой завязался это клубок – дело тухлое.
О том как стечак стал крестом, о крестах, волнах, полумесяцах и звездах – в следующий раз
Tags: обычай, сербия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments