?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Не кичись, Европа-дура...
iraan
но и после строительства рядовой эмигрант воспринимает Русский дом уже довольно неоднозначно:


1935 год:
«Ввиду больших расходов по Дому Культуры закрывается еще одно русское учебное заведение».
«-Вы слышали? Закрывается еще одно учебное заведение! Эдак мы скоро останемся совсем без культурных людей!
- А зачем нам культурные люди, когда у нас есть Дом Культуры?!»


Вот, фельетон того же 1935 года Прогулка по Белграду журнала «Бух!» где Русский дом именуется то Дворцом Нерона, то садами Семирамиды:
«..трагикомедию русской эмиграции. Комедия помещается на первом этаже и носит название «Общедоступный театр». Трагедия помещается на третьем и называется «Бюро труда». А трагикомедия помещается на пятом и известна под названием «казенной квартиры».

Иронизирует пресса и над местом постройки, вспомнив, что когда-то на месте, где началось строительство Русского Дома находились посольские конюшни, поэтому, появляется фраза, что стиль нашей культуры «высокий конюшенный»
Из прессы:День Русской культуры - день в который каждый из нас, оглянувшись назад сможет с облегчением убедиться, что для русской культуры он не сделал ничего вредящего

Но большее огорчение вызывали стереотипы, где русская культура подавалась только в ключе:
«Балалайка три струны, водка , тройка и блины..
Не кичись, Европа-дура, есть у нас своя культура
Русский дом, блины с икрой,
Достоевский и Толстой!»


Карикатура Наши достижения довольно снисходительна, да и названия сообществ и мероприятий, которые они проводят сочинены с добродушной иронией,


...но появившееся чуть позже карикатуры стихотворение Москва в Белграде звучит уж совсем иначе- являясь хорошей такой оплеухой:

Мы тверды. Мы боремся с красным Кремлем,
Спасаем Россию в Белграде…
Что там разрушают, мы здесь создаем
Величия русского ради.
В Москве голодают. Там нечего есть,
Там нет Эрмитажа и Яра.
Как феникс из пепла рождаются здесь
Былые московские чары.
Здесь все атрибуты седой старины.
Здесь в русском любом ресторане
Есть русская водка, котлеты, блины,
Безымныя ночи, цыгане…
В Москве умирают, гниют в Соловках,
Там люди разуты, раздеты.
А здесь эмигранты советам на страх
Устроили танцы, банкеты.
Мы русское знамя высоко несем
И русское имя всем светом:
Мы боремся с грозным всемирным врагом
Икрой, балалайкой, балетом.
Наш жребий велик. Решены победить,
Чрез все униженья и беды!
Мы будем гнилую Европу будить
И пить и плясать до победы.
Пока у кого-нибудь что-нибудь есть
Для нашей широкой натуры,
Мы будем хранить «достоянье и честь»
«Домов» всероссийской «культуры»!


.. да, сатирики всегда перегибают палуку, не щадят ни громкие имена, ни предыдущие заслуги, за что частенько бывают наказаны.
Тот же журнал «Бух!», который довольно остро освещал многие проблемы эмиграции однажды так и вышел с приказом на главной странице, вместо привычной карикатуры (приказ генерала фон Экка запрещал редакторам: подпоручику Герасимову, юнкеру Ганусовскому и господину Февру посещать Русское Офицерское собрание в наказание за карикатуры на генерала Миллера, генерал-лейтенанта Барбовича, генерала от кавалерии Краснова и настоятеля о. Петра Беловидова).


Но сатира, дававя одну очень жесткую, черно-белую картину действительности, обладает даром освещать многие события иначе, нежели их принято воспринимать, помогает понять жизнь Русского Белграда изнутри, из самого быта, что позволяет вывести некоторую парадигму, которая бы описала настроение круга , ну если не всей эмиграции, то круга русской белградской эмигрантской молодежи несомненно.

  • 1
Все же важно не давать сатирикам узурпировать функцию "совести нации", как в России 90-х. :)
Еще интересно, кому принадлежит патент на изобретение "домов культуры" - большевикам или эмиграции? Кто у кого собезьянничал. Или это такое общерусское постмонархическое явление... А любопытнее всего, чем в итоге кончил г-н Орешкин, бросил ли квартиру при Тито или банально не дожил.

.. саттира - она соль. Пресно - плохо, пересолить- ужасно.

Ну, как видим, первый дом в системе русских домов - это явление эмиграции, Россия в чужой стране. При Тито сам Дом, включая и квартиру Орешкова, стал ДСК - домом советской культуры. И функции у него изменились

  • 1