iraan ([info]iraan) wrote,
@ 2009-11-10 22:28:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry


.. и в один прекрасный день девочку забирали у матери и приказывали ей забыть свое имя, ей запрещено было называть себя в женском роде, ее переодевали в брюки, ей запрещалось играть с другими девочками, она не смела играть в куклы или заниматься рукоделием, позже ей нельзя было выходить замуж и рожать детей....

История о вирджинах

... в Косово, на севере Албании и в Черногории есть села, где можно встретить странных персонажей: женщин, которые говорят о себе в мужком роде, носят мужские имена и выполняют мужскую работу.
Не спешите неторопливо передергивать плечами, мол, трансвеститы есть не только в Косово, на севере Aлбании и Черногории.
Эти женщины не трансвеститы.
Их, еще маленькими, заставили забыть о том, что они девочки.
Еще маленькими их психологически выворачивали так, чтобы они и во сне думать о себе в женском роде не смели. И близкие и родственники, односельчане и соплеменники – все вели себя по отношению к такой девочке только как мальчику.
Любое другое поведение наказывалось...



Таких девочек называют вирджины ( ну, латинские уши названия вы и без меня видите), а также тобели- от турецкого слова обет, клятва, зарок или остайнице от оставаться или же девушки клятвы).
Как появился этот обычай?
Причин, по которым девочка становилась мальчиком, было несколько, но самая сильная – это кровная месть.
Именно те районы, где распространен обычай вирджины, известны своей страстью в дотошном выполнении старинного обычая – кровной мести.
Месть называется кровной не потому что, в духе бульварных романов, обиду можно стереть только кровью, а потому что мстят «всей крови» обидчика, убивая не только его, но и всех мужских представителей его семьи, всех носителей его крови.
А при чем здесь девочка, спросите вы?.. а все очень просто:мальчиков прятали, скрывали, а девочек обряжали в мальчиков, и заставляли выполнять мужские обязанности.
Иногда помогало и девочки выживали, но тогда они и далее должны были оставаться мальчиками, потому что в девочки ход для них был уже закрыт.

Еще девочку могли обьявить мальчиком, если в семье не было мальчиков.
Ну, хоть убей, рождаются только девочки.
Тогда одну из девочек обьявляют мальчиком. Со всеми вытекающими отсюда трансформациями.

Из девочки могли сделать вирджину и если отец и дядья убиты, а братья чересчур малы.
Тогда девочка становилась временной вирджиной, т.е. права голоса на сходках они не имела. После того как братья вырастут она имела право выйти замуж, но ...чаще всего оставалась одна. Просто потому что героические горные мужчины боятся брать в жены женщину, носившую штаны.

В недавние, да и в нынешние времена кое-где, браки заключались на небесах так что родители решали, что им бы неплохо породниться, согласия детей, особенно девочек, никто и не спрашивал.
Ну, а если по рукам ударили,а потом поссорились?...тогда нужно разрывать помолвку.
Или жених умер... Неважно какая причина была, но если помолвка разорвана девушка обязательно должна была стать вирджиной. Вот так вот...

Плохо ли было вирджинам?..
Они не имели права выйти замуж.
Но у них было право голоса в племени.
Они могли наравне с мужчинами решать вопросы, могли войти в кафану и выпить ракии, могли курить и ругаться матом.
Единственное- на похоронах над ними запрещалась причитать как над мужчинами( все-таки страх перед мистикой смерти сильнее всех земных фантазий)
Но свои груди они туго заматывали, а наличие менструального цикла тщательно скрывалось ( впрочем, у многих девочек, которых в детстве обозначили как вирджин их или не было вовсе или были пару месяцев и прекращались..кстати, вот и загадка:социальная роль может изменить физиологию?)

Кстати, даже документы им выдавали на мужское имя ( все свои в местных загсах, все знают ситуацию, а если не знают, то барашек в бумажке обьяснит).
Были анекдотические ситуации- призвают мальчика в армию, а там – девочка...


В 91 режисер Срджан Каранович снял фильм под названием «Вирджина» - историю о такой девушке.
Кто знает сербский может посмотреть:
http://www.youtube.com/view_play_list?p=282D78B31FA6340C&search_query=vird%C5%BEina



Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

(153 comments) - (Post a new comment)


[info]kokota
2009-11-10 09:55 pm UTC (link)
Ужас какой, Ирина, какие вы страшные вещи на ночь рассказываете...

(Reply to this) (Thread)


[info]iraan
2009-11-10 10:00 pm UTC (link)
...я о жизни рассказываю. а вот страшной ее делают люди сами

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]kokota, 2009-11-10 10:05 pm UTC
Гумплен - [info]iraan, 2009-11-10 10:27 pm UTC

[info]ylucc
2009-11-10 10:02 pm UTC (link)
всем ли вирджинам было плохо?
а циклы прекращаются от перенапряжения и/или недоедания - так было у многих женщин в Великую Отечественную.

(Reply to this) (Thread)


[info]iraan
2009-11-10 10:19 pm UTC (link)
.. ну, вопрос-то и я поставила... а вот с ответом ..плохо в любом случае, когда кто-то за тебя решает вопрос о тебе и о том, кем тебе быть, кем себя чувствовать. Поскольку это не результат выбора личности, то плохо...

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]kokota, 2009-11-10 10:31 pm UTC
(no subject) - [info]ylucc, 2009-11-10 10:31 pm UTC
(no subject) - [info]iraan, 2009-11-10 10:34 pm UTC
(no subject) - [info]kokota, 2009-11-10 10:35 pm UTC
(no subject) - [info]ylucc, 2009-11-10 10:36 pm UTC
(no subject) - [info]iraan, 2009-11-10 10:50 pm UTC
(no subject) - [info]ylucc, 2009-11-10 10:55 pm UTC
(no subject) - [info]iraan, 2009-11-10 11:00 pm UTC
(no subject) - [info]ylucc, 2009-11-10 11:05 pm UTC
(no subject) - [info]iraan, 2009-11-11 12:42 am UTC
(no subject) - [info]maleskiller, 2009-11-11 02:13 am UTC
(no subject) - [info]iraan, 2009-11-11 12:16 pm UTC
(no subject) - [info]maleskiller, 2009-11-11 06:26 pm UTC
(no subject) - [info]iraan, 2009-11-10 10:47 pm UTC
Это было раньше, при культе личности(с)
[info]dmitri_hrabar
2009-11-10 10:15 pm UTC (link)
Говорят, это скорее легенда, в прошлом столетии такого не встречалось, не говоря о нынешнем.
По ходу ругаться матом в бывшей Юге вроде как никому не возбраняется, независимо от пола и возраста. Моя квартирная хозяйка, наслушавшись моих возмущений по поводу их мата при ребёнке, как-то сказала сыну: "Не смей ругаться при малыше, знаешь же ДИМИТРИ (т.е. я) это не выносит!" Мои попытки пояснить, что ругаться не следует ради малыша, а не ради Димитрия, к-рого уже не испортишь, остались бесполезными.

(Reply to this) (Thread)

Re: Это было раньше, при культе личности(с)
[info]iraan
2009-11-10 10:24 pm UTC (link)
... я лично знала двух еще не старых вирджин. Она была черногорка ее звали Мики, а другя была албанка - кондуктор в автобусе на линии Приштина-Обилич.
Просто вирджины были только в Косово и на севере Черногории..

насчет мата..согласна, но это уже после культа личности явление. В селах в глубинке старики еще помнят времена, когда женщины не ругались...

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Это было раньше, при культе личности(с) - [info]dmitri_hrabar, 2009-11-10 10:29 pm UTC
Re: Это было раньше, при культе личности(с) - [info]ylucc, 2009-11-10 10:33 pm UTC
Re: Это было раньше, при культе личности(с) - [info]iraan, 2009-11-10 10:45 pm UTC
Она была черногорка ее звали Мики - [info]te_el, 2009-11-11 07:31 am UTC
Re: Она была черногорка ее звали Мики - [info]iraan, 2009-11-11 12:17 pm UTC
Re: Это было раньше, при культе личности(с) - [info]perchenya, 2009-11-11 12:14 pm UTC
Re: Это было раньше, при культе личности(с) - [info]iraan, 2009-11-11 12:20 pm UTC

[info]vic_vega
2009-11-10 10:26 pm UTC (link)
Очень любопытно.

А какова, кстати, история наблюдения этого феномена?

Надо полагать, что пришедшая с исламом традиция кровной мести наложилась на какие-то автохтонные обычаи? Или же сугубо местная импровизация и "они такими были всегда"?

(Reply to this) (Thread)


[info]iraan
2009-11-10 10:30 pm UTC (link)
.. ну, так с разбегу не отвечу. Ислам - не думаю. Черногорцы православные, а вот кровная месть у них тоже в традиции.вообще, это вопрос для серьезного исследования

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]warlen, 2009-11-11 06:07 am UTC

[info]v_valentinov
2009-11-10 10:29 pm UTC (link)
"социальная роль может изменить физиологию"

Очень похоже, что так. Всем же высшая нервная деятельность управляет

(Reply to this) (Thread)


[info]iraan
2009-11-10 10:31 pm UTC (link)
.. все от головы, короче

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]kokota, 2009-11-10 10:39 pm UTC

[info]amenka
2009-11-10 10:48 pm UTC (link)
интересный обычай. А не знаете, что можно почитать не на сербском об этом?
Я погуглю, но вдруг есть рекомендации.

(Reply to this) (Thread)


[info]iraan
2009-11-10 10:58 pm UTC (link)
http://www.pobjeda.co.me/citanje.php?datum=2005-03-27&id=58055
http://vukajlija.com/virdzina

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]iraan, 2009-11-10 10:59 pm UTC
(no subject) - [info]koshchey, 2009-11-11 01:35 am UTC
(no subject) - [info]iraan, 2009-11-11 12:21 pm UTC
(no subject) - [info]koshchey, 2009-11-11 02:46 pm UTC

[info]markgrigorian
2009-11-10 10:49 pm UTC (link)
Я потрясен вашим рассказом. Спасибо.

(Reply to this) (Thread)


[info]iraan
2009-11-10 10:59 pm UTC (link)
спасибо

(Reply to this) (Parent)


[info]kilativ
2009-11-10 10:52 pm UTC (link)
Албанцы - самое дикое племя в Европе за пределами Кавказа. Впрочем, они сами оттуда, так что удивляться не приходится

(Reply to this) (Thread)


[info]iraan
2009-11-10 10:57 pm UTC (link)
.. ну, обычай был не только у албанцев, но и косовских сербов и у черногорцев.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]kilativ, 2009-11-10 11:31 pm UTC
(no subject) - [info]iraan, 2009-11-11 12:44 am UTC
(no subject) - [info]ygam, 2009-11-11 01:27 am UTC
(no subject) - [info]kilativ, 2009-11-11 03:45 am UTC
(no subject) - [info]ahousekeeper, 2009-11-11 07:03 am UTC
(no subject) - [info]buyaner, 2009-11-11 03:12 pm UTC

[info]folkvin
2009-11-10 11:09 pm UTC (link)
Были или есть? если есть, то это такой материал для антроплогической экспедиции!!!

(Reply to this) (Thread)


[info]iraan
2009-11-11 12:43 am UTC (link)
ну, все реже и реже, конечно, но лет десять назад еще видела вирджин. Правда уже немолодых, но и не совсем бабок, а вот про новые случаи не слышала, хотя все возможно

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]folkvin, 2009-11-11 01:27 am UTC

[info]raspak
2009-11-11 12:50 am UTC (link)
Уж сколько лет твердили миру - не верьте в сказки. Есть такие женщины, у которых нет матки от рождения. Для них даже олимпийские правила придумали. В некоторой популяции, например горной, количество таких женщин превысило некоторый уровень и выработались специфические традиции. Кстати, кровная месть не на пустом месте, а по генетическим соображениям - видели люди что с таким родом иначе нельзя.

(Reply to this) (Thread)


[info]iraan
2009-11-11 12:55 am UTC (link)
..интересная версия, хотя о такой не слышала. линк не дадите? и еще- случаи временной вирджины она не покрывает

(Reply to this) (Parent)


[info]holesika
2009-11-11 01:19 am UTC (link)
Мда-а. Нет, я понимаю, что некоторые женщины сознательно выбирают свой "мужиковатый" имидж, но чтобы так...
Другая культура, другие обычаи.
У нас вот, например, многие пьющие женщины за полстакана так могут приложить собутыльника, что потом или реанимация, или морг. И никто из них мальчиков не растил. :((((

(Reply to this) (Thread)


[info]iraan
2009-11-11 11:37 am UTC (link)
.. здесь-то не идет речь о выборе. за них решали, не они...

(Reply to this) (Parent)


[info]neckapb
2009-11-11 02:03 am UTC (link)
Они не имели права выйти замуж.
Но у них было право голоса в племени.
Они могли наравне с мужчинами решать вопросы, могли войти в кафану и выпить ракии, могли курить и ругаться матом.

О, так это ж идеал феминистки! :)

(Reply to this) (Thread)


[info]pevicei_budu
2009-11-11 09:20 am UTC (link)
это не идеал феминистки.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]doppel_neck, 2009-11-11 01:36 pm UTC
(no subject) - [info]pevicei_budu, 2009-11-11 01:45 pm UTC
(no subject) - [info]doppel_neck, 2009-11-11 04:24 pm UTC
(no subject) - [info]iraan, 2009-11-11 11:38 am UTC

[info]cathay_stray
2009-11-11 02:30 am UTC (link)
Ужас, конечно. Оцепеняющий ужас.
Это практиковалось в мусульманских или христианских общинах?

(Reply to this) (Thread)


[info]iraan
2009-11-11 11:39 am UTC (link)
и в мусульманских, и в христианских

(Reply to this) (Parent)


[info]mixjam
2009-11-11 02:48 am UTC (link)
спасибо
очень интересно, ничего не знал
Выздоравливаете?

(Reply to this)


[info]mixjam
2009-11-11 02:58 am UTC (link)
очень интересно и познавательно
Выздоравливайте!

(Reply to this) (Thread)


[info]iraan
2009-11-11 11:39 am UTC (link)
спасибо

(Reply to this) (Parent)


[info]lamerkhav
2009-11-11 05:50 am UTC (link)
вспомнились греческие и фракийские мифы об амазонках.

(Reply to this) (Thread)


[info]iraan
2009-11-11 11:40 am UTC (link)
.. ну, амазонки рожали, правда оставляли себе только девочек, но контакт с другим полом для размножения не был запрещен. А здесь- строжайший целибат

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]lamerkhav, 2009-11-11 03:28 pm UTC
жуть!
[info]aliksandar
2009-11-11 06:35 am UTC (link)
феминистки поневоле...

(Reply to this) (Thread)

Re: жуть!
[info]iraan
2009-11-11 11:41 am UTC (link)
да уж

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: жуть! - [info]aliksandar, 2009-11-11 11:42 am UTC
Re: жуть! - [info]iraan, 2009-11-11 12:43 pm UTC

[info]arthurjoel
2009-11-11 06:54 am UTC (link)
Мне кажется, что появлением такого феномена мы обязаны османскому султану Баязеду II.

Поскольку первые упоминания о Вирджинах были найдены именно при нем. По мнению ряда исследователей, подобное произошло благодаря повсеместному принятию налога Девширме. Так, академик Антоние Исакович рассказывает, что забор из семей самых здоровых мужчин и женщин турками был направлен на истребление генофонда сербов и арнаутов. (Арнауты - это предки нынешних албанцев и части греков. Они были христианами, но жили очень закрытым обществом). Отчасти можно считать, что Вирджины появились как ответ на это.

Недаром, даже в Никшиче есть "Сказание о хайдуке Милице". Уже одно название настораживает. Это сказание со слов односельчан записал в начале 20 века Драгутин Петрониевич. В нем рассказывается как наравне с другими хайдуками, против турка боролся Милица. Было это во время 1-го сербского восстания в 19 веке. По всемй видно, что сей Милица был лицом женского пола ибо "имел широкие глаза и корсет на груди".

Если же посмотреть на нынешнюю Черногорию, то думаю, что проехав подалее Улчина мы обязательно встретим данный феномен. Вот разве что все путеводители гласят, что "путешествие во внутренние районы страны небезопасны", но разве ж это преграда)))))

И пока дотошные австро-немецкие эксперты типа Хайнца Шлейгера ждут у моря погоды (когда же наконец правительство Черногории даст "гарантии" безопасности в внутренних районах для иностранцев) почему бы самим не съездить и не посмотреть. Это же действительно интересная тема. Теперь вот думаю как выкроить время в декабре на поездку хотя бы выходного дня )))

(Reply to this) (Thread)


[info]iraan
2009-11-11 11:52 am UTC (link)
.. При Баязите?..не знала. Нужно посмотреть. Насчет дани в крови или девширме, то все-таки он был направлен прежде всего на мальчиков и на женщин репродуктивного возраста. таким образом превращение девочки в мальчика спасением не было... Так что не думаю, что вирджины связаны с этим. и еще - появление этого обычая связано не со всеми Балканами, а с очень ограниченной его территорией. думаю, что все-таки автохтонные обычаи прошлого сыграли свою роль, еще кровная месть и клановость..

О хайдуке Милице - совершенно из другой оперы. Во всех эпосах были истории о женщинах, переодетых в героев, у нас была богатырша Настасья Микулична.

а в Черногории нужно ехать в горы..на север. Кстати, а что кто-то запрещает?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]arthurjoel, 2009-11-11 02:34 pm UTC
(no subject) - [info]iraan, 2009-11-11 03:16 pm UTC

[info]dignidad_honor
2009-11-11 07:33 am UTC (link)
Какая жуткая архаика в балканской подоплеке сидит (не только это, но все же). Мало трайбализма, который раскрошил страну в мелкие кусочки (cut into pieces)... В контексте и личный-то выбор являлся бы издевательством над Творцом, а уж принуждение... И люди, наверно, при этом себя христианами (мусульманами) считают, традиции чтут... Род духовной перверсии, извращение Замысла...

А вообще - в контекст современного одичания (не только балканского, конечно) и сульфоароматов вполне вписывается...

(Reply to this) (Thread)


[info]iraan
2009-11-11 11:53 am UTC (link)
.. жуткая архаика не только в балканской подоплеке... там она просто попестрее и поярче.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]dignidad_honor, 2009-11-11 12:10 pm UTC
(no subject) - [info]lamerkhav, 2009-11-11 04:22 pm UTC
(no subject) - [info]dignidad_honor, 2009-11-11 06:39 pm UTC
(no subject) - [info]lamerkhav, 2009-11-11 07:43 pm UTC
(no subject) - [info]iraan, 2009-11-11 10:26 pm UTC

[info]losse_in_dermur
2009-11-11 08:35 am UTC (link)
страшно

(Reply to this) (Thread)


[info]iraan
2009-11-11 11:54 am UTC (link)
согласна

(Reply to this) (Parent)


[info]pevicei_budu
2009-11-11 09:22 am UTC (link)
Ирина, могу я этот пост утащить в сообщество feministki? Мы там такое собираем =)

(Reply to this) (Thread)


[info]iraan
2009-11-11 11:54 am UTC (link)
конечно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]pevicei_budu, 2009-11-11 12:10 pm UTC
(no subject) - [info]iraan, 2009-11-11 12:36 pm UTC
(no subject) - [info]pevicei_budu, 2009-11-11 01:47 pm UTC

[info]kot_begemott
2009-11-11 09:42 am UTC (link)
Суперинтересно. Спасибо.

(Reply to this) (Thread)


[info]iraan
2009-11-11 11:54 am UTC (link)
спасибо

(Reply to this) (Parent)


[info]ceol_jon
2009-11-11 10:17 am UTC (link)
Это Балканы...
Спасибо, Ириш! Как обычно - интересный пост. :)

(Reply to this) (Thread)


[info]iraan
2009-11-11 11:55 am UTC (link)
это я болею и пошла вразнос от скуки...;)

(Reply to this) (Parent)


[info]az_67
2009-11-11 11:26 am UTC (link)
Вирджин в фас похож на актера Гаркалина
Интересно, а как можно было скрывать пол всю жизнь. Ну вошел в кафану , ну матюкнулся, пропустил стопку. А дальше разговоры за жизнь. Почему не женишься, почему за бабами не ухлестываешь ? или все всё знали и представление было только для приезжих ?

мне кажется что у таких девочек начинает развиваться мужское либидо и они должны были вырасти активными лесбиянками.

ну ладно Албания
Черногория-то за что ...

(Reply to this) (Thread)


[info]iraan
2009-11-11 12:12 pm UTC (link)
.. все знали, конечно.И разговоров провокационных не заводили. И, конечно, ни о каком представлении для приезжих. Это ведь воспринималась чисто лично.. и все понимали, что принесена жертва ..какие уж тут приезжие..
далее- они обязаны были хранить целибат. быть асексуальными. отсюда и вирго в имени..

как же? патриархальные племенные отношения с кровной местью были и у черногорцев и у албанцев..
да и племена албанские и черногорские в тесной родственной связи. Например, черногорские Бйелопавличи и албанские Гашани

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]az_67, 2009-11-11 12:35 pm UTC
(no subject) - [info]iraan, 2009-11-11 12:41 pm UTC
(no subject) - [info]az_67, 2009-11-11 02:53 pm UTC
(no subject) - [info]iraan, 2009-11-11 03:12 pm UTC
(no subject) - [info]az_67, 2009-11-11 03:29 pm UTC
(no subject) - [info]iraan, 2009-11-11 10:30 pm UTC
(no subject) - [info]az_67, 2009-11-12 08:14 am UTC
(no subject) - [info]iraan, 2009-11-12 12:52 pm UTC
(no subject) - [info]az_67, 2009-11-12 12:57 pm UTC
(no subject) - [info]iraan, 2009-11-12 01:05 pm UTC
(no subject) - [info]az_67, 2009-11-12 01:13 pm UTC

[info]artskay
2009-11-11 01:40 pm UTC (link)
интересная история..

(Reply to this)


(153 comments) - (Post a new comment)

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…